Пока точно неизвестна дата создания Ордена Святой Девы Марии горы Кармель. Этот вопрос постоянно обсуждается среди ученых с четырнадцатого столетия, а выдвинутые версии тут же оспариваются. В некоторых версиях говорится о том, что основателями были пророки Элия и Элисей. А вот более современные ученые, начиная с Барония, заявляют, что орден до второй половины двенадцатого века вообще не существовал. Есть только легенда, что во время Пророка Самуэля была группа людей, которые были известны под именем «Сыновья Пророка» на Святой Земле.
То, что нет никакой информации о существовании Палестинских паломников до 1150 года, заставляет ученых склоняться к идеи основания ордена в 1155 году, даже несмотря на требования ордена о рассмотрении его относительно ранней истории.
Греческий монах Иоанн Фокас, посетивший Святую Землю в 1185 году, рассказывал, что ему повстречался западный монах. Этот человек, руководствуясь легендами о Пророке Элие, собрал примерно десять отшельников, вместе с которыми проводил религиозную жизнь в небольшом монастыре неподалеку грота пророка. В 1163 году Раввин Бенжамин де Тудела рассказал о том, что христианами была построена на том месте часовня в честь пророка Элии. Подобные данные предоставляют и Жак де Витрин вместе с несколькими авторами конца 12 и начала 13 веков.
После того, как кармелиты переместились в Европу, у ордена начался новый период в истории. В первый период во главе ордена стояли Святой Бертольд, Святой Бартоломей, Алан, Святой Цирил (1155 – 1247 гг.).
Кармелитские монахини, конгрегацию которых основала Святая Тереса, распространились невероятно быстро. Несмотря на то, что Святая Тереса всегда была осторожна при выборе настоятельниц для новых женских монастырей, даже она не могла избежать неправильного выбора не самых способных для этого людей.
Жизни кармелитского монаха и кармелитской монахини отличаются, так как различны их призвания священника и монахини соответственно. В уединенном женском монастыре располагались активная работа (например, уход за больными) и обучение. Кармелитская монахиня вела и ведет по сей день умозрительную жизнь. Большая часть времени уходит на Богослужение, размышления и прочие набожные занятия. Все оставшееся время уходит на домашнюю работу и прочие дела. Живут они в строгости, что подразумевает и строгий пост.